Пифагор
В основе нашей Вселенной лежат законы, которые
управляют реализацией всех проявлений жизни. Пифагор указал, что основа
процессов, происходящих во Вселенной – математическая и представлена числами и
геометрией.
В герметической философии мир чисел отождествляется
с миром причин, при этом числа имеют не просто количественную, но и
качественную символику. Эдуард Шюре, изучая сокровенный смысл сакральной
пифагорейской математики, утверждал, что число в ней рассматривается «как
существенное и деятельное качество верховной Единицы, Бога, источника мировой
гармонии. Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии –
как в мирах, так и в человеке, как в макрокосме, так и в микрокосме».
Ещё в глубокой древности числа относились к области
тайного, сакрального. Они зашифровывались символами, но и сами были символами
гармонии мира. Пифагорейцы считали, что числа принадлежат миру принципов,
лежащих в основе мира вещей. Пифагор говорил: «Все вещи можно представить в
виде чисел». Аристотель называл число «началом и сущностью вещей, их
взаимодействием и состоянием». Воплощаясь в физическом плане, приобретая форму,
числа становятся геометрическими фигурами: 1 – точка, 2 – линия или угол, 3 –
треугольник, 4 – квадрат и т. д.
Древние египтяне были убеждены, что постижение
священной науки чисел составляет одну из высших ступеней герметического
действа, без него не может быть посвящения. В индуизме числа считаются
первичной субстанцией вселенной. У китайцев нечётные числа – это ян (небо,
непреложность и благоприятность), чётные числа – инь (земля, изменчивость и
неблагоприятность), т. е. нечётные числа представляют собой мужское начало,
чётные – женское.
Нечётность символизирует незавершённость,
непрекращающийся процесс, постоянное продолжение, т. е. всё то, что не имеет
конца, относится к области вечного. Поэтому в орнаментах, в украшениях
архитектурных или скульптурных сооружений используются обычно нечётное число
чёрт или элементов. Принято на праздник дарить нечётное количество цветов, а на
кладбище приносить чётное. «Жертвы богам небесным – числом нечётным, а земным –
чётным» (Плутарх).
Числа – символ порядка, в противовес хаосу. «Мы
живём в царстве знаков и чисел, а также чудес, с ними связанных. Реки, деревья
и горы представляют собой всего лишь числа, материализованные числа. Если
глубже рассмотреть этот вопрос, то можно увидеть, что нет ничего, кроме чисел,
но они так тщательно завуалированы, что их нельзя ни услышать, ни ощутить, ни
постичь. Однако, если приблизиться к ним и действительно проникнуться ими, то
обнаруживается, что они говорят, поют, источают ароматы» (О. М. Айванхов).
Каждое число имеет глубокий эзотерический смысл, и
не только философский, но и вполне бытовой. Так, с незапамятных времён
астрологи по расположению планет (по положению светил) в момент рождения
человека составляли натальные карты, предсказывающие его судьбу; по
соответствию звёзд и чисел подбирали супружеские пары.
Космологическое значение чисел раскрывается в исламе
в проекции на девять (сфер) двенадцати созвездий (Зодиак); семи планет или
«отцов»; четырёх элементов, или «матерей»; трёх царств природы (минерального,
растительного и животного). В лаконичной форме это выражено в нескольких
строках из «Рубайата» Омара Хайяма:
«Десять законов с девятью ступенями и восемью
небесами.
С семью планами и шестью разумами, соотносимыми с
ними:
Пятью чувствами, четырьмя принципами, триадой души.
В паре миров имеют тебя, как Одного в Государстве».
Во всех языках число имеет соответствие букве
алфавита, и мы это прекрасно знаем, т. к. работаем с нашим Волшебным Словарём.
В химии каждому элементу соответствуют и символ и число. Число геометрично,
материально и может проявляться в любой форме: геометрическая фигура,
математическая пропорция, вес, мера длины или множественности – всё это числа.
Текст предисловия – это гимн числу, как основе вселенной, но наша задача:
рассмотреть конкретную цифру четыре, к которой мы и переходим.