
Вы говорите, что умение "ощущать" среду - это
хорошо. Но иногда произвольная способность "ощущать" мешает.
Мне, например, очень дискомфортно на довольно большом
расстоянии от каких-либо захоронений. Или мест сражений - а таков почти весь
запад Москвы, к примеру.
Действительно, на определённом этапе развития человек
неизбежно приходит к противоречию – его способность к восприятию ощутимо
возрастает, но, едва ли это радует человека.
Он начинает замечать то, что раньше не выделял из фона
обыденности. Так, недавно казавшиеся «нормальными» отношения с приятелями или
сослуживцами, вдруг оборачиваются едва прикрытым взаимным хамством или
равнодушием.
Похабные надписи в лифте, ещё вчера не цеплявшие взгляд
делают путешествие в десяток этажей самой настоящей мукой.
Мат на улицах, невыносимые запахи сгнившего мяса из дверей
пирожковых, грязь на тротуарах, бездонно пустые, маслянистые взгляды «звёзд» на
уличных плакатах – всего не перечесть.
И тут важно отметить, что мы не говорим о снобизме.
Речь совсем о другом – о действительной проблеме
развивающегося восприятия у человека.
Он вовсе не ищет повода для осуждения, гордости и
собственной инаковости. Те, кто руководствуются этими сомнительными мотивами,
на самом деле не страдают, а купаются в найденных «недостатках».
Речь же о другой ситуации, о действительной, честной
проблеме для идущего по пути.
Это, прежде всего, проблема внимания.
Её можно спровоцировать даже намеренно.
К примеру, попробуйте в течении пары недель потренироваться
в различении запахов. И в результате, вам будет трудно ездить в метро – вдруг
окажется, что вокруг стоит невозможно тяжёлый запах.
Запах, конечно, был всегда, только «обычный человек» его не
воспринимает. Потому, что его тонкие тела в этой части неразвиты.
Но если человек меняет образ жизни, если начинает
развиваться, больше воспринимать , то принимать мир ему оказывается всё
труднее. Такой, вот, каламбур.
Так, скажем, несколько лет вегетарианства приводят к тому,
что восприятие запаха мяса или рыбы становится кардинально иным – человек
начинает слышать невозможный запах разложения, тухлятины.
Замусоренные каналы расчистились, и уже просто не допустить
и мысли, как это можно есть. Ведь процесс разложения, смерти оказывается
настолько нагляден, что не требуется никакой другой аргументации - агитации.
Почему так случилось? Потому, что качество восприятия стало
иным. Стало ли легче от этого жить? Едва ли – пройти мимо рыбно-мясных отделов
супермаркета становится мучением. Просто непонятно, как можно стоять у этих
прилавков. Не говоря уж о покупках…
Аналогичным образом меняется восприятие отношений,
интонаций, взглядов – словом всего мира. Пространство оказывается разделённым
на множество различных сред.
Наконец, человек замечает, что чужие эмоции и мысли
вероломно врываются в его сознание, и он буквально не представляет, что делать
со всем этим.
Ведь теперь каждое проявление мира приводит человека к
конфликту с этим самым миром.
И тут возникает несколько версий того, как с этим быть.
Часто предлагают «закрываться». В ход идут различные
ментально-магические штучки вроде воображаемых, визуализированных магических
защит, помещения себя в разного года блестящие сферы и т.д.
Подход понятный, в меру эффективный в особых ситуациях, но
постоянно жить в такой визуализированной броне – себе дороже. Постоянная
оборона – всё та же война с миром, так что результат не достигается – конфликт
со средой только возрастает, да ещё и сил на эту войну уходит очень много.
В конечном итоге, все эти виртуальные защиты приводят к
вполне проявленным болезням.
Ещё одно «решение» - различные техники «заземления». К
примеру, взять да съесть тот же кусок мяса. Да пожирнее. В результате, конечно,
недовольства станет меньше, плотные животные энергии притупят восприятие и
наполнят тонкие тела человека своими вибрациями.
Беда в том, что такое «заземление» очень трудно
«разземляется» - падение всегда быстрее подъёма. Возвращение к былой
восприимчивости будет долгим.
Что же делать с этой проблемой?
Как пройти этот рубеж восприятия, когда оно оборачивается
отторжением?
Поток, который проходит сквозь нас – основа наших изменений,
нашего развития и потому – блокировать его мы уж точно не будем.
Но так же стоит осознавать, что раньше мы не сталкивались ни
с чем подобным, а потому – «спецэффекты» на пути неизбежны.
Сознание расширяется, и этот процесс в чём-то подобен
воронке – каждое новое впечатление влетает в нас с всё возрастающей скоростью,
подобно вихрю, что закручивается над нашей макушкой.
Энергия идёт широким потоком, а пропустить его сквозь себя
мы не в состоянии – наши каналы слишком замусорены, узки.
Помните фразу из Достоевского «широк <…> человек, я бы
сузил” - беда в обратном - на деле человек слишком узок.
И невежество – именно та сила, которая сужает нас ещё
больше. Невежество начинается с нашего же знания о себе, с непонимания того,
что, собственно, с нами происходит, когда, к примеру, мы начинаем раздражаться
на несовершенство окружающего нас мира.
На время оставим в стороне тезис о том, что внешний мир лишь
отражает нас внутренних. Поговорим немного о другом. О том, что внешние
воздействия проявляют нас внутренних.
Так, любая сила, что приходит к нам неизбежно наталкивается
на огромное число заслонок в виде каких-то устойчивых представлений о том, «как
должно быть», как «правильно» и т.д. То пробки ментального плана.
Эмоциональное тело имеет свои привычки, свой инерционный
темп, равно, как и эфирное и физическое тела.
Это тоже – мысль хоть и верная, но для нас зачастую –
несколько отвлечённая. Дело в том, что умозрительно многие из нас всё это читали,
слышали, другим и себе повторяли, но как раздражал нас, к примеру, сосед
–алкоголик, кричащий матом на лестнице каждый вечер, так и раздражает.
И вся наша прозрачность заканчивается на тезисе вроде «я всё
понимаю, но нельзя же так….» и понеслось...
А , вот, теперь посмотрите – что с Вами происходит в этот
момент. Где возникло напряжение? Можно даже замереть в какой-то спонтанно
возникшей позе- реакции на крик за дверью и поизучать себя.
И тут обнаружится, к примеру, что вы буквально втянули в
себя живот от негодования, одновременно свели вперёд плечи, да и в горле
наверняка першит от напряжения. Этот матерный крик соседа на лестнице вас
буквально скрючил на несколько секунд.
Только представьте, что будет, если вы проживёте в этой позе
крючка , с этим напряжением в животе хотя бы денёк. А месяц, или год? Понятно,
что эти точки напряжений – в момент вашей реакции – первые кандидаты на самые
разные болезни. Ведь как только напряжение в этих центрах станет привычным, так
тонкое начнёт проявляться в грубом – начнут страдать органы, расти давление и
т.д.
А о духовном, так сказать, развитии думать тут и вовсе
сложно. Надо как-то для начала разбираться с «крючком» зажимов.
Ни в коем случае не надо стараться «про это не думать».
Попытки забыть или подавить мы просто не рассматриваем.
А что тут важно заметить? Обучающий фактор возникшей
ситуации. Ведь, если бы раздражителя не возникло, вы бы так и не узнали, где у
вас узкий канал пропускания энергии. Конечно, в какой-то момент ситуация
представляется совершенно удручающей – нет ни одного центра, где не вибрировало
бы, не шуршало, не скрипело.
Везде пропускаемый сквозь нас поток сталкивается с
сопротивлением материала. Что это за материал?
Важно понимать, что мы не говорим о какой-то взаимосвязи
тела и характера мышления это не два явления, и даже не две половинки одного
процесса – это неразрывность, которая и есть та единственно возможная,
возникающая форма нашего бытия – наши радости, раздражения, ощущения свежести,
усталости, напряжения и т.д.
И опять же неверно, говорить о какой-то психофической связи
между телом и эмоциями.
Часто тут приводят пример с улыбкой, которую можно вызвать
усилием воли, но которая всё равно улучшит настроение. Улучшит – это верно. Но
объясняющая формула не точна.
Речь не о связи каких-то разрозненных процессов, а о едином
явлении. То есть – создаваемые на физическом уровне усилия, гримасы, жесты –
точно такая же духовная практика, такая же мысль, только в другой плотности
проявленная.
И потому, так важен какой-то ежедневный строй бытия, который
организован должен быть под каналом Сатурна для начала – т.е.
добровольно-принудительно.
Не надо уповать на то, что всё можно сделать только на
уровне рассуждений, ментальных медитаций и т.д. На самом деле – наша
способность к работе с тонкими формами довольно слаба.
И куда проще работать с приятием на уровне того же дыхания,
на уровне определённого комплекса упражнений, которых великое множество можно
найти практически во всех школах пути. К примеру, можно взять цигун и
практиковать «Большое дерево».
И, в общем-то, до определённой степени не принципиально,
какая именно техника избирается – важно – чтобы таковая ежедневная регулярность
была.
К примеру, хотя бы двадцать минут утром, но вырывать из
суеты и обыденности для того, чтобы начать день с той или иной техники приятия,
которую можно осуществлять посредством упражнений.
Так же крайне желательно находить минут двадцать днём и
столько же – вечером. Это просто не даст вам развалиться при первом же внешнем
раздражителе.
У физического тела есть одна важная для нас особенность –
оно более инерционно, чем другие тела, а значит, правильно настроенное, оно
способно выступить неким стабилизирующим фундаментом, метрономом ритмов для
более тонких тел.
И потому для нас так важно научиться замечать неразрывность
процесса, его информационную природу, которая лишь является нам в каких-то
зримых, ощущаемых, слышимых и обоняемых формах.
Подавляющее большинство людей сегодня пробуждается без
должного руководства со стороны духовных наставников, Учителей и т.д. Хорошо,
если есть хотя бы просто более опытные люди рядом, но и это случается не
всегда.
Отчасти недостаток учителей компенсируется избытком
информации о вариантах пути. Но всякий маршрут останется картой до той поры,
пока мы не пойдём по нему. И это движение неразрывно связано с нашими плотными
телами.
Заметьте – всегда какой-то план несколько выдвигается
вперёд, а какой-то запаздывает. Так, к примеру, ментальное осознание может
размахнуться на трёх-пятидневный пост на одной воде, а физическое тело ещё мясо
кушает. И астральное – полно неосознанных и незамеченных желаний.
Так очень часто случается.
Ментальное тело даёт команду «голодаем», вопреки
сопротивлению астрального тела «продавливает» приказ «не есть» на физический
уровень. И в результате мы получаем новые проблемы.
Ведь если желания не осознаны, то астральное тело всё равно
возьмёт своё – как только вы прекратите свой пост – оно заставит вас съесть всё
то, чего оно «героически» лишалось в тяжкие сутки без пищи. И, вот, человек
есть пятый творожный сырок подряд и тоскливо замечает, что всё, что он получил
от «практики» - так это приступ тоскливого обжорства.
Ну, и некоторый опыт движения энергий, опыт взаимных
вибраций тел – что важно на самом деле.
Для чего мы рассуждаем об этих связях? Только для того,
чтобы в очередной раз указать на их наличие. На то, что проблему остроты
реакций в период духовного развития нужно решать целостно.
Не торопитесь получить результаты сразу на всех
направлениях. Вот, к примеру, вы раздражаетесь много или обижаетесь столько же
на сей грубый мир.
А мясо кушаете. И что же тут сказать, кроме того, что «не кушайте»?
Это не решит проблему, но без этого вам не сделать
следующего шага.
Или вы перестали есть мясо, скажем, пару месяцев назад. И
если так, то вы должны понимать, что телу нужно время. И потому – учитесь пока
у себя, наблюдайте себя. Ждите.
С одной стороны хорошо, что эзотерика даёт разнообразные
схемы тонких тел, чакр и т.д. Но при этом не забывайте, что все эти тела –
единая целостность, форма неделимая. Не ждите просветлений где-то только в
сфере высших тел.
И если вы что-то поняли и прошли вперёд, то это естественным
образом означает, что следующий шаг будет назад – к более плотным телам – к
этапу синхронизации.
Для этого попробуйте следующую технику.
Техника идентификации себя с объектом - а по сути, то самое
шаманское состояние «быть объектом» - важный навык для человека, у которого
есть проблемы приятия мира таким, какой он есть.
В этой технике очень мало от искусства, хотя и вернул её в
культурное пространство мим-реформатор La mime Этьена Декру основывалось именно на
отказе от всякой имитации, от любого показа.
К примеру, желая показать цветок, человек испорченный
имитирующей культурой, начинает показывать, изображать этот самый цветок. То
есть описывать – не важно в какой технике – рисуя, показывая жестами где у
цветка стебелёк, а где листики, словами ли очерчивая устройство этого цветка.
Идя этой дорогой мы растождествляемся с объектом, само описание
прочерчивает границу между нашим существом и тем «другим» объектом, который мы
пытаемся таким образом понять.
Но ничего, кроме отчуждения, мы не получаем таким образом.
Ни по отношению к цветку, ни по отношению к людям, которых мы таким
описательным образом воспринимаем.
И в результате, ни цветок для нас ничего не значит, ни
человек другой – никто – кроме нас самих. Это не значит, что всё искусство
нескольких последних веков только к такому растождествлениюи приучало.
По-разному случалось, но всё же - такой опыт потери связей тоже есть. И мы, как
люди местами культурные, такой опыт тоже восприняли.
Но куда больше знания об объекте несёт та самая техника
идентификации, с которой мы начали. Суть в том, что желая рассказать вам о
цветке, я не буду показывать глее у него листики. Я просто стану цветком. Я
постараюсь полностью воспроизвести этот цветок всем своим существом – на уровне
всех своих тех – не только в физике , даже не столько в физике, сколько и в
природе чувств.
Я могу вдруг целиком стать листиком, если захочу понять его,
я открыт уподоблению. Я делаю своё тело инструментом познания.
И первое отличие этой техники от показа и рассказа в том,
что я не могу уже не любить объект , о котором рассказываю. Ведь я и он – одно.
Он – во мне живёт, а я в нём.
Устанавливается связь. Целостно начинает работать механизм
связи подобного.
Слегка ощутив силу этого подобия, НЛП-техники поспешили её
использовать в целях манипуляции, пристройки, ведения и управления.
И даже условное уподобление сразу дало эффект мощного
воздействия на среду.
Но действительный смысл этой техники не в манипуляции другим
человеком. А в познании его.
Вас раздражает бабушка на эскалаторе, которая загородила вам
проход своей тележкой, да едва по ногам вашим не проехала? Что ж – попробуйте
для начала просто воспроизвести её фигуру. Как она согнулась, как тяжело
опирается на перила, как другая рука напряжённо держит ручку этой тележки, как
она дышит тяжело…
И не наблюдайте, не занимайтесь описанием, а воспроизводите
всё это в себе – в своей позе, в напряжении рук, в мелком, но частом дыхании и
т.д. На это не надо много времени.
И у вас всё неприятие сразу же исчезнет. Как только вы
станете этой бабулькой.
Как только она окажется в вас, так сразу же вы поймёте, что
невозможно себя не любить. Ведь это вы ещё не может успокоится от того
напряжения перед заходом на ступени, это вы беспокоитесь о том, чтобы тележка
не застряла и.т.д
Сразу же заработает механизм внутри вас – механизм познания,
гнозиса. Ведь всё неприятие от того, что мы не знаем того, кто нам не приятен.
От того, что мы не видим связи между ним и собой.
Как только вы восклицаете о ком-то «Ну я не понимаю, как он
может так!..» - так сразу же, немедленно воспроизведите походку того человека,
какие-то его жесты, его манеры. Поживите им.
И сразу же всё поймёте.
Как вы видите, мы говорим о техниках работы со своим
восприятием мира, а не о работе над миром. Это важный переход, разворот
сознания. И чем больше мы практикуем такие приёмы идентификации, чем быстрее
такой подход у нас становится привычкой, тем больше шансов скорого прохождения
периода неприятия мира на этапе роста.
Олег Боровик
|